Синтез археологии и искусства в работах художника Александра Кампера. ​ Знакомство с художником ​ В Новороссийске живет замечательный человек и художник Александр Теодорович Кампер. Одной из значительных и доступных творческих работ художника​ является памятник «Звезда» на братской могиле воинов-малоземельцев у подножия г. Колдун (Мысхако). Работы и стиль А. Кампера по праву можно назвать уникальными - это своеобразный синтез археологии и искусства. Свой творческий путь художник начал в 1997 году, когда вынужденно стал заниматься археологией, спасая античные амфоры от уничтожения при прокладке водопровода в селе Мысхако, где около 2000 лет назад располагалось одно из поселений Боспорского царства. В буквальном смысле, извлеченные из-под ковша экскаватора амфоры, были сданы в музей, а от поврежденных сосудов городской отдел археологии отказался. Вот эти осколки античной керамики и стали первым материалом художника. В 90-е ​ художником было арендовано помещение бывшей столовой в центре поселка Мысхако, которое принадлежало винзаводу, там разместилась творческая студия и небольшой выставочный павильон, где все желающие могли познакомиться с его работами. Нередко в мастерскую приезжали на экскурсию новороссийские школьники. К огромному сожалению, помещения мастерской и павильона в Мысхако больше нет. Несмотря на огромный интерес к работам художника они не имеют на данный момент какой-либо общественной экспозиции и, можно сказать, вынужденно хранятся в «домашнем музее», а многие работы лежат в сыром подвале. ​ Выставки ​ 15 апреля 2022 года, в канун Всемирного дня культуры, открылась новая выставка художника в стенах художественной школы им. Эрьзя. Возможно, работы останутся в школе как пособия для юных художников – говорит А. Кампер. ​ «Осколки цивилизации. История — чистые страницы» под таким девизом открывались многие персональные выставки Александра Кампера, география которых охватывает южный регион нашей страны. За более чем 20-летний творческий путь были проведены выставки в городах: Новороссийске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи. ​ Являясь коренным новороссийцем и живя в границах Малой Земли, месте высадки героического десанта под командованием майора Ц.Л. Куникова 3-4 февраля 1943 года, в работах А. Кампер со временем все больше стал использовать антивоенные сюжеты. Откапывая из земли или поднимая со дна моря осколки снарядов и мин, художник начал создавать произведения с глубоким нравственным подтекстом. А. Кампер, помимо художественных заслуг, является зам. руководителя группы оперативного реагирования "Союза поисковых отрядов России". Отношение А. Кампера к искусству настолько самоотверженное и бескорыстное, что он, несомненно, способствует сохранению исторической памяти, патриотическому воспитанию и развитию культурной жизни новороссийцев и гостей города. ​ К сожалению, для культурной жизни нашего города выставки А. Кампера это редкость и в тоже время большая удача для тех, кто имел возможность увидеть столь уникальные произведения своими глазами. Вот слова почетных гостей выставки, организованной в апреле 2021 года. В.И. Сердюк - заслуженный работник культуры Кубани: «больше десятка работ А. Кампера с успехом могли бы экспонироваться в ведущих музеях мира». А. С. Куликов - генерал армии, заместитель Председателя Правительства РФ (1997-1998), с 2007 года является Президентом Клуба военачальников РФ: "многие работы художника буквально разоружают любого человека в пользу мирной жизни. У нас в Клубе военачальников есть так называемая группа "Эльба", где 5 американских генералов и 5 наших генералов армии. Мы встречаемся ежегодно на нейтральной стороне и обсуждаем вопросы стратегической стабильности, новых вызовов и угроз. В прошлом году (2020), в связи с известными событиями, встреча прошла в режиме онлайн. В завершении нашей встречи мне представилась возможность и я показал им работу А. Кампера "Вирус Ареса" и сказал следующее: вот мы с вами уже 12 лет общаемся, мы ищем пути, пишем рекомендации нашему политическому и военному руководству. Наша с вами задача укротить вот этот вирус (вирус Ареса), исключить его из жизни на планете. Американские генералы были потрясены, под аплодисменты прошло окончание конференции". Произведения художника ​ Работы А. Кампера можно условно разделить на две части: ​ 1) Инсталляции из античной керамики, которые являются первыми арт-объектами в более чем 20-летнем творческом пути художника. Работы с названиями «Осколки цивилизации», «Эволюция», «Химера», «Диметра» позволяют задуматься о том, что наша современная и «технологичная» цивилизация оставит после себя. Какие артефакты найдут наши потомки через 1000 лет у себя под ногами. Глядя на эти работы, возникает насущный вопрос, задумывается ли современный человек о своих потомках и будущем нашей цивилизации? 2) Работы, созданные из артефактов Великой Отечественной войны. ​ Особенно хочется отметить следующие художественные объекты: "Хронос" - по-гречески «Время», это символические часы, вмонтированные в бронзовый винт от немецкой торпеды, которой, вероятней всего, была потоплена канонерская лодка "Красная Грузия". Как сообщил художник, место обнаружения артефакта как раз находится в районе затопленной канлодки, недалеко от берега на Малой Земле. "Коля Сотня" - объект, созданный из поднятого со дна моря, в районе горпляжа, иллюминатора. По заявлению А. Кампера, вероятно, корабль затонул в начале сентября 1943 г., в период боев за Новороссийск и высадки десанта в центральную часть города. На стекле иллюминатора нацарапано "Коля Сотня". Так один из десятников оставил о себе память потомкам, за которых, скорее всего, он отдал жизнь. "Ладья Харона" - в древнегреческой мифологии Харон - это перевозчик через реку Стикс в царство мертвых. Грустный символизм ладьи, созданной из осколков снарядов, невероятно точен. "Вирус Ареса" – пожалуй, главный антивоенный экспонат выставки. Арес - бог войны, который, по мнению художника, заражает человека вирусом, сеет разрушения и смерть. Арт-объект выполнен из чугунного пушечного ядра XIX века и колючей проволоки, аналогия со всем известным вирусом угадывается без труда. ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Завершающим аккордом коллекции художника является античная статуэтка богини Афродиты, и у нее тоже есть своя история. Данный экспонат - это копия оригинальной терракотовой статуэтки, которую Александр Кампер чудесным образом спас от уничтожения и забвения. Это произошло 3 июня 1998 года, когда местные мальчишки из поселка Мысхако заметили работающий экскаватор в прибрежной полосе и позвали Александра Теодоровича к месту раскопок. Экскаватор выкапывал котлован под фундамент загородной дачи. И если бы не инициатива художника шедевр античной культуры, пролежавший около 2000 лет в земле и отлично сохранившийся, был бы утрачен навсегда. В этой находке есть особый символизм. Ведь ровно за 100 лет до описанных событий, в 1898 году в Широкой балке, при строительстве дачи помещика Кулешевича, был найден бронзовый бюст царицы Боспора Динамии, который хранится сегодня в Государственном музее Эрмитаж. Два этих объекта античной культуры ​ по праву могут считаться наиболее значимыми в истории археологии Новороссийска. Источники фото: ВК пресс, Александр Вохмин.

Теги других блогов: искусство археология художник